Кристофер Марло

056c026d-1c66-4d42-9fae-a8e96df290c5-1020x981-2

Один из соавторов произведений Шекспира.

Имена драматургов указаны вместе на титульных листах «Генриха VI», части первой, второй и третьей в «Новом Оксфордском Шекспире», такое решение принято после анализа текстов группой из 23 ученых.

Оксфордский Шекспир — это серия изданий произведений Уильяма Шекспира, изданных издательством Оксфордского университета. Оксфордский Шекспир выпускается под общей редакцией Стэнли Уэллса и Гари Тейлора

Давнее предположение о том, что под именем Уильям Шекспир скрывался Кристофер Марло сейчас в основном отвергается вместе с другими теориями на данную тематику. Зато Марло теперь занимает одно из центральных мест в истории драматургии и считается соавтором трилогии «Генрих VI».

Два драматурга указаны вместе на каждой из трех титульных страниц пьес в рамках проекта «Новый Оксфордский Шекспир», новая редакция которого выпущена издательством Оксфордского университета в 2016 году.

Используя классический подход вкупе с компьютерными инструментами 21-го века для анализа текстов, международные ученые утверждают, что сотрудничество Шекспира с другими драматургами было гораздо более обширным, чем предполагалось до сих пор.

«Генрих VI», Части первая, вторая и третья входят в число 17 пьес, над которыми, как теперь считается, работали и другие люди помимо Шекспира, иногда таких людей было несколько. Это более чем вдвое превышает показатель предыдущего «Оксфордского Шекспира», опубликованного в 1986 году.

Работу Марло над «Генрихом VI» предполагали ещё с 18-го века, однако решение указать драматурга в сборнике как официального соавтора – знаковая веха.

Команда из 23 ученых из пяти стран завершила исследование, главными редакторами которого выступили четыре профессора: Гэри Тейлор (Университет штата Флорида, США) Джон Джоветт (Институт Шекспира, Университет Бирмингема), Терри Бурус (Университет Индианы, Индианаполис, США) и Габриэль Иган (Университет Де Монфор, Лестер).

Тейлор отметил в беседе с The Guardian: «по общепринятому мнению, Шекспир вообще ни с кем не работал совместно. Когда в «Оксфордском Шекспире» в 1986 году предположили, что в восьми пьесах Шекспира есть части работы других авторов, некоторые читатели были возмущены. Сегодня, благодаря огромному количеству работы и использованию инновационных подходов окончательно стало ясно, что в 1986 году мы недооценили объем совместных работ Шекспира с другими драматургами».

Учёный напомнил: «В 1986 году в восьми из 39 пьес на титульных страницах указано соавторство, это чуть более 20%. В 2016 году таких пьес уже 17 из 44, чуть более 38%, почти две пятых».

В одних случаях это была совместная работа Шекспира с другими авторами, как, например, с Марло в «Генрихе VI». В других случаях имеют место адаптации, когда дополнения были сделаны к работам до их печатного издания – так произошло в случае Томаса Миддлтона, который теперь впервые отмечен на титульном листе пьесы «Все хорошо, что хорошо кончается».

Тейлор отмечает, что в новом издании «Генриха VI» Марло впервые указан как соавтор пьесы. «Мы смогли убедительно и четко доказать присутствие работы Марло в этих трех пьесах» — добавил он.

Идея того, что пьеса «Все хорошо, что хорошо кончается хорошо» может быть написана в два этапа, восходит к 19 веку: «Но мы — первое издание, которое предоставило подробные эмпирические доказательства… и пришло к выводу, что оригинал полностью за Шекспиром, и, вероятно, написан в 1605 году, а второй слой, дополнение – за Мидлтоном, и появился в начале 1620-х годов» — говорит Тейлор.

Полученные данные пролили новый свет на предполагаемое соперничество между Марло и Шекспиром. Тейлор добавляет: «Теперь мы можем быть уверены, что они не просто влияли друг на друга, но работали друг с другом. Соперники иногда и сотрудничают».

Публикация четырех томов «Нового Оксфордского Шекспира», а также цифрового издания состоялась в 2016 году. Издание включает в себя полные работы как в оригинальной, так и в современной орфографии и пунктуации, пояснительные записки и эссе.

Среди текстов, которые ранее никогда не включали в шекспириаду, можно найти пьесу «Арден из Фавершама», опубликованную в 1592 году под анонимным авторством. На сегодняшний день официально признано соавторство анонима и Шекспира.

Тейлор подчёркивает: «люди веками спорили о том, связан ли Шекспир с этой пьесой. Мы считаем её ранней совместной работой Шекспира и неизвестного автора. Подход и приёмы Шекспира идентифицированы в нескольких промежуточных сценах. Есть очень веские убедительные доказательства».

Учёные пока не определили конкретного анонимного соавтора, но исключили из их числа таких кандидатов, как Марло и Томас Кид.

Трудность состоит в том, что большинство пьес, написанных в 1570-х и 1580-х годах, известны только по их названиям. Многое из того, что дошло до нашего времени, обозначено анонимным авторством.

Помимо прочего новое исследование знаменует собой первый случай, когда в полное собрание сочинений Шекспира включили дополнения к «Испанской трагедии» Кида, в которых Шекспир был назван автором сцены художника.

Решения по включению тех или иных произведений в сборник принимались под влиянием сложной системы различных доказательств. Современный компьютеризированный анализ текста настолько продвинут, что может даже различать произведения Шекспира, написанные под влиянием Марло и записи самого Марло.

Одно свидетельство идентифицировало пять слов или словосочетаний, условно объединённых в группу «Шекспир плюс»: «нежный», «ответ», «умоляю», «говорил», «сегодня вечером». Тейлор объясняет: «мы рассмотрели частоту определенных слов, которые могут показаться банальными во всех пьесах того раннего периода, например, «сегодня вечером», скажем, до 1600 года. Любой мог использовать эти выражения, их не Шекспир придумал. Но мы можем сказать, что Шекспир использовал «сегодня вечером» гораздо чаще, чем другие драматурги за эти 20 лет».

Тейлор: «Слова группы «Шекспир минус» … гораздо реже появляются в пьесах Шекспира. Итак, это статистический аргумент … не просто статистика, по отдельным словам, а комбинации отдельных слов».

Также учёный отмечает: «Согласно недавним исследованиям, Шекспир не писал знаменитый отрывок (пьесы «Генрих VI – прим.ред.), в котором Жанна д’Арк просит помощи у злых духов, а затем ее хватают англичане [Часть первая, 5.3, 5.4]. Мы добавили новые доказательства из «уникальных n-грамм», то есть фраз, которые встречаются в тестируемом отрывке. Работы Марло содержат гораздо больше таких параллелей, чем у любого другого драматурга».

Другие слова и фразы, которые характерны для работ Марло: «знакомый дух», «вычеркни», «места под землей», «держи меня», «к твоему желанию», «смотри», «оставь меня» и т.п.

Тейлор признает, что их выводы могут показаться сомнительными: «Нам нечего возразить в ответ на сомнения… Но наши знания о прошлом возрастают в результате таких дискуссий».

Миф и тайны жизни Марло

Жизнь Кристофера Марло уже давно рассматривалась под призмой доказательства того, что именно он является автором нескольких произведений Уильяма Шекпира. Существует немного бесспорных фактов о жизни драматурга, к примеру мы знаем, что он был крещен в Кентербери 26 февраля 1564 года и являлся сыном сапожника. Марло учился в королевской школе в Кентербери, получал стипендию в колледже Корпус-Кристи в Кембридже, где достиг степени бакалавра в 1584 году.

Долгое время он не посещал учебное заведение, и университет собирался отказать ему в получении степени магистра, когда в 1587 году Тайный совет похвалил его за «хорошее служение» королеве по «вопросам, касающимся пользы для страны». Письмо является главным доказательством теории о том, что он был секретным агентом главы шпионского корпуса Елизаветы I, сэра Фрэнсиса Уолсингема.

Его пьесы были чрезвычайно популярны в течение короткого периода, когда он был на елизаветинской литературной сцене. «Дидона, царица Карфагена», считается первой. Пьеса «Тамбурлейн Великий», одна из первых английских пьес в белом стихе, была написана около 1587 года; а «Мальтийский жид» — около 1589 года, «Доктор Фауст» был впервые поставлен между 1588 и 1593 годами.

Его смерть в Дептфорде в мае 1593 года, в возрасте 29 лет, спровоцировала огромное количество слухов и версий: от королевы, приказавшей убить его из-за атеизма, до смерти от рук соперника в любви.

В 1925 году ученый Лесли Хотсон опубликовал отчет коронера в своей книге «Смерть Кристофера Марло». Свидетели показали, что он получил удар ножом в глаз во время драки из-за оплаты счета и мгновенно скончался. Работа не положила конец домыслам, поскольку некоторые из них поддерживали теорию о том, что Марло фальсифицировал свою смерть и продолжал писать под именем Шекспир.


Искусство лёгких касаний

Читайте также: